цвет олиф и лаков, вязкость, скорость «высыхания», прочность, твердость, эластичность пленки

Основные методы испытания лакокрасочных материалов

Однако строитель должен быть знаком с основными способами стандартных испытаний, так как результаты их указываются в паспортах на лакокрасочные материалы, по которым эти материалы принимают эмали, лаки, краски

На строительстве обычно не проводят лабораторных исследований лако­красочных материалов

ограничиваясь в отдельных случаях лишь самой простой оценкой свойств получаемой продукции.
Цвет олиф и лаков определяют по так называемой иодометричеекой шкале, представляющей собой набор эталонных растворов иода в йодистом калии. Чем выше концентрация иода, тем темнее цвет раствора. Цвет олифы сравнивают с цветом эталонного раствора какой-либо концентрации: чем светлее олифа, тем меньше показатель иодометричеекой шкалы, выражаемый числом миллиграммов иода, содержащихся в 1 л децинормального раствора йодистого калия. Например, цвет льняной олифы должен по стандарту иметь показатель не более 489 мг/л, а конопляной — не более 1820 мг/л.
Вязкость дает представление об удобонаносимости красок или лаков. При слишком большой вязкости лакокрасочный материал невозможно распределить тонким слоем на поверхности изделия. При малой вязкости материал стекает с вертикальных или наклонных поверхностей.
Вязкость определяют по времени истечения одинаковых количеств лаков (или красок) из стандартной воронки НИЛК (Научно-исследовательского института лакокрасочной промышленности).
Например, вязкость масляного лака для наружных работ при 20° составляет от 10 до 4 сек., а битумного лака — от 45 до 65 сек. Последний вытекает медленнее, следовательно, он более вязок. На вязкость сильно влияет изменение температуры.методы испытания лакокрасочных материалов
Скорость «высыхания». Различают два момента при «высыхании» (точнее — при отвердевании) пленок олифы, масляных красок и лаков:
а) высыхание «от пыли», когда поверхность пленки высохла настолько, что к ней не пристает пыль, но пленка еще не приобрела достаточной прочности и при нажиме пальцем дает отпечаток («отлип»);
б) «полное высыхание» пленка стала твердой и при надавливании пальцем на ней не остается следа.
После «высыхания от пыли» окрашенные изделия можно переносить из специальных помещений на открытый воздух, так как пыль уже не пристанет к ней. Чем короче срок «высыхания от пыли», тем вероятнее получение блестящей поверхности.
Натуральные и экономические олифы при температуре 15—20° должны «высыхать от пыли» не позже 12 часов; полное же «высыхание» должно заканчиваться не позднее, чем через 24 часа. Значительно скорее высыхают смоляные спиртовые лаки и очень быстро—перхлорвиниловые лаки и нитролаки (0,5—1 час).В условиях стройки сроки высыхания определяют, нанося тонкий слои испытуемого состава на стеклянную пластинку. Пластинку ставят под углом 45°, чтобы излишек краски мог стечь с нее. Образец считают высохшим, когда при нажатии пальцем на слое не остается «отлипа».
Прочность, твердость и эластичность пленки. Для простейшей оценки высохшую на стекле пленку соскабливают ножом. Если при соскабливании пленка рассыпается на мелкие кусочки, то олифа или масляная краска считаются непригодными. Отсутствие пленки или «сальная» пленка также указывают на плохое качество олифы.
В лабораторных условиях твердость пленки определяется весом груза (в граммах), необходимого для того, чтобы нож специального прибора процарапал испытуемую пленку до стекла. Эластичность же пленки определяют при помощи набора стальных стержней различного диаметра (от 1 до 20 мм), вокруг которых изгибают жестяную пластинку с нанесенным на нее и отвердевшим лаком (или краской). Сначала пластинку изгибают вокруг толстых стержней, а затем вокруг все более тонких, до тех пор, пока на пленке появятся трещины. Эластичность характеризуется диаметром наиболее тонкого стержня, при котором еще не было растрескивания пленки.
Светостойкость оценивают ускоренным способом, нанося на стекло пробную окраску. Половину окрашенной поверхности закрывают плотной бумагой, после чего образец подвергают продолжительному действию лучей солнца или света электрической дуги Петрова. Затем бумагу снимают и сравнивают цвет обеих половин.