Растворимость битумов в хлороформе или бензоле

Производство и свойства нефтяного битума. Характеристика марок битума

Наиболее распространено производство нефтяных, так называемых «продутых» битумов, получаемых из гудрона путем окисления в установках, работающих периодически или непрерывно твердость, размягчение растяжимость битума

Производство нефтяного битума

Периодическая установка состоит из

куба, в который через ряд труб с отверстиями вдувается воздух, воздуходувки и раздаточника битума. В куб поступает битум с температурой 180— 230°, затем начинают продувать воздух чем тверже должен быть битум, тем дольше продувается материал воздухом. Куб не подогревают, так как реакция окисления гудрона экзотермическая.

Непрерывно действующая установка состоит из

ряда вертикальных кубов, расположенных по нисходящей линии, через которые продувается воздух. Работу этой установки легче регулировать и при малой емкости она дает больше битума, чем периодическая.
Готовый расплавленный битум отгружают в специальных железнодорожных цистернах, имеющих змеевики для подогрева битума паром при выгрузке, или в контейнерах с «рубашками» для разогрева паром, а на короткие расстояния его перевозят в автоцистернах. Реже битум отправляют в таре. Тарой для битума марок 0-1 служат деревянные бочки емкостью 200—250 кг и железные бидоны емкостью 100 кг. Наиболее твердый битум отправляют в вагонах навалом или в бумажной таре. На стройках битум необходимо хранить в закрытых складах, а при временном хранении на открытом воздухе накрывать брезентом, чтобы он не расплавлялся и не вытекал. Твердый битум этих мер при хранении не требует.

Нефтяные битумы (БН) разделяются

на марки 0-I-II-III; к маркам 0-1 относятся наиболее мягкие пластичные материалы, к марке III более твердый битум.
Для строительных целей выпускаются и более твердые (тугоплавкие) битумы марок: БН-IV с глубиной проникания 21- 40, температурой размягчения 70°, растяжимостью не менее. 3 см; БН-У с глубиной проникания 5—20, температурой размягчения 90°, растяжимостью не менее 1 см.

нефтяной битум

Три основных свойства битумов

(твердость, размягчение растяжимость) находятся во взаимосвязи. Твердые битумы имеют высокую температуру размягчения, но малую растяжимость, т. е. относительно хрупки. Наоборот, мягкие битумы размягчаются при невысокой температуре, но могут сильно paстягиваться, т. е. обладают большой пластичностью.

Расплавление битума всех марок, определяемое по падению капель, наступает при температуре на 20 — 30° выше, чем размягчение; температура вспышки для битума марки 0-11 не ниже 180 градусов, для остальных марок — не ниже 200°. Потеря летучих вещесив при нагревании в течение 5 час. при температуре 160 градусов должна быть не более 1% по весу; после этого глубина проникновения иглы должна составлять не менее 60% от первоначального значения.

Растворимость битумов в хлороформе или бензоле должна иъ не менее 99%, а для марки II и выше не менее 98%. Водорастворимых соединений допускается не более 0,20 — 0,30, а присутствие водорастворимых кислот и щелочей не допускается.

Из всех органических вяжущих наибольшее применение в строительстве имеют нефтяные битумы. По пластичности и стойкости по отношению к атмосферным влияниям нефтяные окисленные (продутые) битумы не уступают природным, но значительнo дешевле их. По качеству они значительно выше каменноугольных дегтевых материалов.

При использовании битумов в строительстве следует

выбирать марку битума или смеси двух битумов в зависимости от и применения и от климатических условий данной местности (сообразуясь с наиболее высокой температурой летом). Для дорожного строительства применяют битумы марки 0-Ш, а также жидкие битумы, специально выпускаемые нашей промышленностью. При производстве кровельных материалов пропитки картона используют битум марки 11-111, а для защитных слоев — тугоплавкий битум марки V. Чтобы повысить температуру размягчения и погодостойкость битумов, в их состав вводят молотые и волокнистые (асбест) минеральные добавки наполнители.

Для устройства гидроизоляционных слоев наиболее пригоден не особенно твердый битум марок II и III, в соответствии с температурой, при которой будет находиться изоляция при эксплуатации. Гидроизоляционный слой должен быть мягким и пластичным, чтобы он мог легко, не разрушаясь, деформироваться вместе с сооружением.